На мой взгляд, сегодня у традиционных конфессий России как никогда много возможностей для того, чтобы принимать активное участие в перевоспитании преступников. Тот факт, что руководство страны после 70-летнего советского эксперимента оценило то, какую позитивную и созидательную роль может выполнять религия не только в исправлении правонарушителей, но и, в целом, в обществе, позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.
В некотором смысле, такой возможности не было у нас никогда, так как именно в постсоветское время всем традиционным конфессиями дают равные права на участие в перевоспитании заключенных.
Сегодня власти страны понимают важность духовно-нравственного воспитания заключенных, которое они могут получить от представителей традиционных для нашей страны конфессий.
Как итог, именно в наши дни в местах лишения свободы представители традиционных религий ведут большую работу по профилактике рецидивной преступности, повышению духовно-нравственной сознательности арестантов – священники и имамы подводят правонарушителей к осознанию греховности совершенных ими преступлений и необходимости следования общепризнанным правилам поведения.
Представители традиционных религиозных конфессий знакомят осужденных с основами веры, проводят в местах заключения религиозные обряды и оказывают заключенным духовную поддержку. В первую очередь такую работу ведут представители православия и ислама.
Священный Синод Русской Православной Церкви в 2013 году даже принял «Миссию тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения», которая заложила основы работы представителей православного духовенства в местах заключения. В частности, в этом синодальном документе сказано, что Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения.
Кроме того, РПЦ уделяет большое внимание работе и с членами семей заключенных и с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.Всего РПЦ выделяло для себя 4 основных вектора работы в этой сфере: 1. Духовно-просветительская деятельность, 2. Богослужебная, 3. Работа по ресоциализации и 4. Защита достоинства, свободы и прав человека. На многих православных сайтах есть специальные рубрики, посвященные работе церкви в местах заключения, публикуется большое количество статей о деятельности РПЦ в тюрьмах, о помощи, которую они оказывают заключенными.
Происходит также и научное осмысления работы православной церкви, в частности, публикуются статьи и книги, в которых осмысливается работа РПЦ в тюремной сфере как в прошлом, так и в настоящем. Например, в 2013 году в Северном Федеральном Университете вышла монография С.О. Шаляпина «Церковно-пенитенциарная система России XV-XVIII веков», которая посвящена исследованию исторической эволюции церковных наказаний, связанных с отбыванием ссылки в монастырях.
В постсоветской России начали строить церкви, мечети и молитвенные комнаты на территории тюрем, а представители традиционных конфессий не только оказывают духовно-нравственную помощь, но и оказывают и благотворительную помощь: обеспечивают одеждой, медикаментами, продуктами и литературой.
Одним словом, руководство России предоставило традиционным религиям все возможные пути для реализации на практике их принципов социального служения в тюрьмах – то есть оказания помощи нуждающимся. И нам, представителям этих религий, необходимо в полной мере воспользоваться этим историческим шансом.
Илдар Баязитов, член Общественного совета ФСИН России, Председатель Совета Общенационального благотворительного фонда «Ярдам-Помощь». |