О новшествах в исламской благотворительности ИА IslamNews рассказал имам казанской мечети «Ярдэм», председатель Совета Общенационального благотворительного фонда «Ярдам – Помощь» Илдар Баязитов.
– Илдар Рафкатович, сегодня много обсуждается вопрос вакфа, а именно, в виде эндаумент* фонда. Вы, как руководитель одного из крупнейших благотворительных фондов в Татарстане, наверняка имеете свое виденье данного вопроса?
– Разумеется, я знаком с этим понятием. Для любого руководителя, особенно в некоммерческой сфере, поиск стабильного источника финансов – основная головная боль. Эндаумент чрезвычайно привлекателен в рекламных буклетах и различных презентациях. Он обещает некую стабильность, но, уверяю вас, в жизни все по-другому!
– Эндаумент – это фактическая инвестиция, нацеленная на принесение прибыли некоммерческой организации, где здесь подвох?
– Давайте возьмем благотворительную сферу. Практически все средства, которые мы аккумулируем на площадке нашего фонда, идут на помощь людям – инвалидам, старикам, детям и другим категориям нуждающихся. Эндаумент предлагает нам целиком и полностью вкладываться в инвестирование и ждать, когда этот самый капитал начнет приносить дивиденды. А что в это время мне сказать инвалиду: подожди немного?
– Здесь можно привести заезженный пример с удочкой и рыбой…
– Я не говорю о том, что фонд не должен зарабатывать деньги и тратить их на уставные цели. Честно говоря, это моя мечта – выйти на такой уровень. Но надо трезво оценивать ситуацию. Особенно в наше время, со всеми вытекающими…
– То есть в диллеме про рыбу или удочку Вы все-таки сторонник рыбы?
– Приведу собственный пример: на протяжении всей нашей благотворительной деятельности мы параллельно развивали социальный бизнес. Именно этот опыт дает мне моральное право говорить о том, что эндаумент сегодня для нас – это неоправданная роскошь. Я согласен с данной формой, когда речь идет о, например, османском (турецком) вакфе, или же, если брать шире, – Нобелевская премия. Но извините меня, о каком эндаументе может идти речь в благотворительном фонде, который едва закрывает сборы на помощь лекарствами одинокой бабушке? Вы говорили о «рыбе» – нет, я также сторонник «удочки». Но вот что понимать под этой «удочкой»? Соизмеряя высокие научные теории с нашими земными реалиями, я убежден, что в разрезе мусульманской благотворительности, в части вакфа более чем эффективным является малый и средний бизнес. Оглянитесь – шаурма, парикмахерская, ремонт, доставка. Малый бизнес удивительно живуч, и он помогает выйти из затруднительного финансового положения именно, что называется «в моменте». И потом – давайте расширять термин «вакф». Разумеется, в нем заложена материальная составляющая, но почему нельзя в качестве вакфа также помочь благотворительному фонду открыть свое малое предпринимательство? Обучить персонал, помочь обзавестись необходимыми связями. Сегодня нельзя складывать все «яйца в одну корзину». Развитая сеть мелких стартапов, бизнес-инициатив позволяет благотворительному фонду оставаться «на плаву» как можно дольше.
– Бизнес и благотворительность – это разные вещи.
– Согласен. Я бы сказал даже так: «Благотворительность и бизнес – это разные вещи». Давайте отходить о вульгарного понимания благотворительности как богадельни. Я всегда говорю, что благотворительность должна быть умной, профессиональной. В этой сфере от пользы до вреда – один шаг: иные нуждающиеся порой привыкают к помощи, что перестают вовсе работать и развиваться. И чтобы не сделать этот шаг, должны быть профессионалы. Как и в бизнесе – работа на результат.
– Резюмируя, вы не оставляете места современному эндаументу в мусульманской благотворительности?
– Я высказал лишь свое субъективное мнение. Конечно, в глубине души я рад, что наши братья, мусульмане-экономисты не сидят на месте, а предлагают, озвучивают внедряют новые и новые идеи по, в том числе, исламскому банкингу. Но вот тут я бы хотел бы поделится такой мыслью о том, что благотворительность – это так же элемент воспитания людей. Причем вне зависимости от достатка. Мы, благотворительные фонды, также играем роль инструмента приобщения людей к культуре помощи ближнему. Общество должно участвовать в благотворительности, а мы, как институты гражданского общества, – «застрельщики» этого процесса. В конце концов, указать человеку на благое, создать предпосылки к его участию в благом деле – это тоже помощь! Допустим, если общество будет отдельно, а вся благотворительная индустрия отдельно – это тоже аномалия. Дух благотворительности выветривается, я бы даже так сказал. Если я не ошибаюсь, где-то в Европе был случай, когда построили солидное здание мечети, все этажи которого были отданы в аренду. Сама же мечеть представляла собой лишь один, последний этаж. Там не было никакой активности, потому что была стабильность. Разумеется, мы как люди стремимся к стабильности, но стабильность – не значит развитие. А как показывает практика, развитие – это прежде всего идея. В нашем случае идея помощи ближнему. Резюмируя подчеркну – эндаументу быть, но сегодня надо быть реалистами, и также как малому и среднему бизнесу нам нужно уметь быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия.
*Эндаумент – это сформированная за счёт пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций.
ИА IslamNews: https://islamnews.ru/2023/1/13/ildar-bayazitov-blagotvoritelnost-dolzhna-byt-umnoy
Что-то пошло не так, пожалуйста, повторите попытку.
При этом способе платежа максимально можно выбрать не более 5 подопечных.